Метрополитен - 81-740/741

12 февраля 2016




Оглавление:
1. 81-740/741
2. Вагоны типов 81-740 и 81-741
3. Вагоны типов 81-740А и 81-741А
4. Вагоны типов 81-740.1 и 81-741.1
5. Вагоны типов 81-740.4 и 81-741.4
6. Вагоны типов 81-740.2 / 81-741.2 и 81-740.2Б / 81-741.2Б
7. Недостатки



81-740/741 «Русич» — модель вагонов метрополитена, серийно выпускаемых заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2003 года. На 2011 год составляет 10% от общего числа составов метрополитена Москвы, 43% общего числа составов метрополитена Казани и 50% общего числа составов метрополитена Софии.

Общие характеристики

Наименование и область применения

Вагоны «Русич» предназначены для работы на открытых участках и в тоннелях с возможностью эксплуатации на действующих линиях метрополитена. Минимальная конфигурация состава — два головных вагона с кабиной управления, максимальная — пять вагонов: два головных и три промежуточных без кабин управления.

Тормозные системы вагонов

Вагоны имеют следующие виды тормозов.

  1. Рабочий — следящий рекуперативно-реостатный с дотормаживанием электропневматическим тормозом на скорости не более 8 км/ч.
  2. Резервный — электропневматический колодочный, с помощью которого можно осуществлять:
    • ступенчатое торможение от кнопок на пульте машиниста и ступенчатый отпуск;
    • экстренное торможение от «петли безопасности»;
    • экстренное торможение по командам системы безопасности, от стоп-крана, срывного клапана автостопа, а также при разрыве поезда и скатывании под уклон.
  3. Аварийный — пневматический от крана машиниста.
  4. Стояночный — пневмопружинный, который удерживает вагон с максимальной нагрузкой на уклоне до 60 ‰.

Противоюзное устройство исключает блокировку колёс при торможении. Пневматический тормоз автоматически срабатывает от срывного клапана автостопа.

Конструкция вагонов обеспечивает нормальную работу при следующих условиях:

  • ширина колеи — 1520 мм;
  • максимальный уклон пути — 60 ‰;
  • радиус кривых на главных путях — 200 м;
  • радиус кривых на парковых путях — 60 м.

Каждый вагон представляет собой конструкцию из двух сочленённых секций, соединённых гибкой вставкой, со свободным проходом между ними, размещённых на трёх тележках. Крайние тележки являются моторными, средняя тележка немоторная, поддерживающая, конструкции Якобса.

Тележки вагонов

Тележки вагонов двухосные, с двойным рессорным подвешиванием: рычажно-пружинным в первой ступени, пневматическим в центральной ступени, с использованием вертикальных и горизонтальных гидроамортизаторов, с колодочным тормозом.

Моторные тележки имеют индивидуальный тяговый привод третьего класса: подрессоренные моноблоки «двигатель-редуктор». Приводная часть — трубчатый полый вал с упругими резинометаллическими шарнирами. Передние тележки головных вагонов оборудованы датчиками скорости, приёмными катушками системы безопасности и гребнесмазывателями.

Промежуточная тележка — немоторная, без редуктора и привода.

Основные технические данные тележек:

  • база тележки — 2150 мм;
  • диаметр колеса по кругу катания — 860 1 5 мм;
  • диаметр шейки колёсной пары — 230 мм;
  • передаточное число редуктора моторной тележки — 5,5;
  • масса моторной тележки — 8250 кг;
  • масса немоторной тележки — 6200 кг.

Салон

Пассажирский салон вагона.

Салоны вагонов оборудованы вандалостойкими диванами полужесткой конструкции и запираются замками. Двери двустворчатые прислонно-сдвижные с пневмоприводом, производства Tamware. Ширина раздвижных дверей в свету — 1250 мм. Для стоящих пассажиров установлены горизонтальные поручни над диванами и в зоне накопительной площадки, вертикальные поручни у торцевых дверей и в зоне дверных проемов у диванов. Стёкла салона выполнены из герметичных стеклопакетов. Освещение осуществляется двумя световыми линиями, состоящими из отдельных модулей. Салон оборудован цифровым информационным комплексом производства НПП «Сармат», включающий устройства визуальной информации, устройство громкой связи, цифровой информатор, переговорное устройство «пассажир-машинист», межкабинную связь.

Маршрутное табло

Кабина управления

Кабина управления имеет оперативный пульт управления, контроллеры машиниста и контрольно-измерительные приборы. Система заднего обзора включает в себя телевизионные камеры с выводом изображения на монитор в кабине машиниста, и обеспечивает надёжную видимость. Кабина имеет две прислонно-сдвижные одностворчатые двери по обе стороны, одну одностворчатую дверь для выхода из кабины в салон. Стекло кабины оборудовано противосолнечным защитным экраном. В лобовой части установлено электронное маршрутное табло, отображающее информацию о конечной станции и номере маршрута. Стеклоочиститель лобового стекла и омыватель стекла обеспечивает очистку стекла по команде с пульта управления. Кресло машиниста с пневматическим высоторегулированием, устанавливаемое в кабине управления, регулируется по вертикали и горизонтали с фиксацией в заданном крайнем и любом промежуточном положении. Предусмотрено одно откидное сиденье, а также шкаф для инструмента и одежды машиниста. Кабина оборудована системой видеонаблюдения и кондиционером.

Электрооборудование

На вагонах устанавливается комплект электрооборудования асинхронного тягового привода, который содержит:

  • контейнер тягового инвертора;
  • четыре асинхронных тяговых двигателя с короткозамкнутым ротором;
  • тормозной реостат;
  • дроссель сетевого фильтра.

Работоспособность электрооборудования сохраняется при изменении напряжения питания в пределах от 550 до 975 В. Напряжение на токоприемнике при рекуперативном торможении не превышает 975 В.

Питание цепей управления, в том числе резервных и вспомогательных цепей, осуществляется от системы бортового электропитания, состоящей из аккумуляторной батареи, работающей в буферном режиме с источником бортового электропитания напряжением 80±2 В. Аккумуляторная батарея комплектуется из 52 элементов.

Электрооборудование обеспечивает:

  • пуск и регулирование скорости не менее чем с четырьмя различными темпами разгона по командам блока управления вагоном;
  • пуск и регулирование скорости в двигательном режиме не менее чем с двумя различными темпами разгона по командам контроллера резервного управления;
  • следящее рекуперативно-реостатное торможение по командам БУВ не менее чем с тремя различными темпами замедления в диапазоне скоростей от максимальной до минимально возможной скорости без ограничения скорости начала торможения;
  • ускорение и замедление в зоне регулирования, не зависящее от нагрузки;
  • изменение направления движения по командам БУВ или реверсора резервного управления;
  • автоматическое регулирование тягового и электродинамического тормозного усилий в зависимости от сигналов устройств контроля загрузки вагонов;
  • управление движением поезда по системе многих единиц;
  • автоматическую регистрацию сбоев с запоминанием в энергонезависимой памяти;
  • передачу информации о состоянии силового оборудования в поездную систему управления с последующим отображением на мониторе машиниста.

Включение и отключение токоприемников осуществляется дистанционно из кабины машиниста с сигнализацией отжатого состояния башмаков.

Пневмооборудование

Для обеспечения сжатым воздухом приборов и аппаратов вагонов устанавливается трехцилиндровый двухступенчатый электрокомпрессор типа «VV120» фирмы Knorr-Bremze производительностью — 920 л/мин. Электрокомпрессор обеспечивает поддержание давления воздуха в системе — отключается при давлении в напорной магистрали 0,82±0,02 МПа и включается при давлении 0,65±0,02 МПа.

Вагоны оборудованы следующими основными пневматическими приборами и аппаратами:

  • блоком электропневматических приборов БЭПП-248;
  • регулятором положения кузова 003М;
  • краном управления 013А;
  • стоп-краном;
  • автоматической системой противоюзной защиты.

В пневмосистеме вагонов установлен осушитель воздуха типа LZH-0151.Н и фильтр тонкой очистки масла типа OEFI.

Система управления, технической диагностики и безопасности «Витязь-1М»

Элементы и блоки микропроцессорной системы управления, безопасности и технической диагностики «Витязь-1М», устанавливаемые на вагонах обеспечивают:

  • управление поездом в ходовом режиме;
  • управление поездом в тормозных режимах;
  • экстренный режим торможения;
  • автоматическое ограничение скорости поезда по сигналам с рельсовой линии;
  • контроль за соответствием фактической и допустимой скорости движения;
  • контроль за готовностью машиниста к выполнению мер по снижению скорости или остановки поезда;
  • техническую диагностику вагонов поезда;
  • обмен информацией между блоками системы по поездной линии связи;
  • прием информации с пульта машиниста и вывод информации на устройство отображения;
  • отображение информации на мониторе машиниста о режиме управления поездом;
  • отображение на мониторе машиниста информации в режиме технической диагностики вагонов поезда и самой системы;
  • выдачу сообщений машинисту о неисправностях;
  • контроль нагрева букс колесной пары.

Поездная система управления обеспечивает автоматическую регистрацию параметров движения и ограничений системы безопасности с сохранением информации в регистраторе параметров движения поезда РПДП. Блок автоматического регулирования скорости по приему сигналов от путевых устройств обеспечивает точность соблюдения режима и графика движения поезда. Информация о состоянии электрического, пневматического и основного механического оборудования отображается на мониторе. Фары и сигнальные огни автоматически включаются в соответствии с выбранным направлением движения.

Радиооборудование

Головные вагоны оборудованы радиостанцией, обеспечивающей связь с диспетчерским пунктом. Для радиооповещения и информации пассажиров, переговоров с машинистом в салоне установлена информационно-переговорная система, обеспечивающая:

  • экстренную связь между пассажиром и машинистом;
  • вывод в автоматическом режиме на наддверные табло в виде горизонтальной линейной шкалы информации о местоположении поезда;
  • вывод в автоматическом режиме на табло «бегущая строка» текстовой информации.

На пульте машиниста устанавливается громкоговоритель для получения информации от пассажиров.

Материалы

  • Обшивка каркаса кузова, несущие детали и панели вагона — сталь нержавеющая марки 12Х18Н10Т.
  • Покрытие внутренних металлических поверхностей кузова — вибропоглощающая мастика ВПМ-1.
  • Внутренняя отделка стен — стеклопластик огнестойкий.
  • Внутренняя отделка потолка — перфорированный металлический лист из стали 20.
  • Покрытие пола — линолеум трудногорючий Poliflor REF 9220.
  • Окна кабины — стекло трехслойное.
  • Окна салона — стеклопакеты однокамерные.
  • Пневматические магистрали — трубы стальные нержавеющие.
  • Электрические цепи — провода ПГР, ПГРО, ППСРМ-ХЛ, НВ.

Безопасность

Вагоны соответствуют техническим требованиям пожарной безопасности, электробезопасности и экологической чистоты. Вагоны оснащены системой безопасности движения поездов со 100%-м резервированием, которая совместно с напольными устройствами исключает:

  • сближение поездов на расстояние менее тормозного пути;
  • скатывание поезда под уклон;
  • движение поезда на занятый маршрут.

Конструкция вагона и расположение оборудования обеспечивает безопасность пассажиров и обслуживающего персонала. Конструкция вагонов имеет предохранительные устройства, предупреждающие падение пассажиров на путь между вагонами. Конструктивное исполнение узлов и деталей вагона исключает их падение на путь.

Двери салона безопасны для пассажиров и не допускают самопроизвольного открывания. Блокировка запоров торцевых дверей вагонов имеет дистанционное управление из кабины машиниста. Дверная сигнализация и контроль положения дверей выполнены по схеме с активным сигналом. Вагоны имеют систему блокировки пуска поезда при открытых дверях с контролем закрытия дверей. При снижении давления в тормозной магистрали ниже нормы происходит отключение тяги.

Боковые двери кабины машиниста и салона оборудованы подножками. Двери в кабину машиниста и торцевые двери салона для исключения возможности самопроизвольного открытия пассажирами закрываются и открываются с помощью специального ключа, хранящегося у машиниста. Межвагонные переходы оборудованы переходными площадками. Вагоны имеют приспособление для транспортировки их в случае отказа автосцепки. На наружной лобовой стенке головного вагона установлены красные сигнальные фонари ограждения, которые включены в цепь питания от аккумуляторной батареи. В вагонах предусмотрена возможность эвакуации пассажиров на путь в аварийной ситуации.

Безопасность электрооборудования

Электрооборудование вагонов имеет автоматическую защиту от аварийных режимов в силовой цепи, в цепях управления и в цепях вспомогательного оборудования. В аварийных ситуациях при токах, по величине меньших значений уставок предохранителей и быстродействующего выключателя, электрооборудование обеспечивает:

  • защиту от перегрузок по току в цепи питания;
  • защиту от перенапряжения в контактной сети;
  • защиту от перегрузок инвертора по выходному току;
  • защиту инвертора от перегрузок по выходному напряжению;
  • защиту от замыканий силовой цепи на землю;
  • защиту инвертора и тормозного реостата от перегрева;
  • защиту от юза и боксования.

Работа электрооборудования вагона не оказывает влияния на системы безопасности, СЦБ и связи. Соединения в электрических цепях осуществляется кабелями и проводами с изоляцией, не распространяющей горение, уложенными в металлических трубах или коробах, с раздельной прокладкой кабелей и проводов цепей с питанием от системы бортового электропитания. Раздельная прокладка указанных цепей осуществляется также и при вводе в аппараты.

Пожарная безопасность

Вагоны оборудованы автоматической системой обнаружения и тушения пожара «Игла-М.5К-Т» с системой контроля нагрева букс СКТБ. В салонах вагонов и кабинах управления устанавливаются огнетушители ОУ-5. Защитные чехлы на проводах и жгутах пропитаны антипиренами и исключают попадание влаги, снега и пыли на провода. Для внутренней отделки салона и кабины вагонов применяются трудногорючие и негорючие материалы. Для ящика аккумуляторной батареи применяется пожаробезопасный модуль из щелочнозащитного трудногорючего изоляционного материала.

Показатели надёжности, долговечности и ремонтопригодности

Назначенный ресурс до плановых ремонтов:

  • первый текущий ремонт — 60 тыс. км;
  • второй текущий ремонт — 240 тыс. км;
  • третий текущий ремонт — 480 тыс. км;
  • средний ремонт — 960 тыс. км.

Назначенный срок службы вагонов — 30 лет.




Просмотров: 6488


<<< 81-540/541