Метрополитен - Алматинский метрополитен - Строительство

10 сентября 2015



Оглавление:
1. Алматинский метрополитен
2. Станции и линии
3. Электродепо
4. Строительство
5. Галерея строительства
6. Интересные факты



Советский период

В 1978 году был утверждён Генплан города, в котором была указана первая трасса метро. В 1980 году председатель Совмина СССР Алексей Косыгин подписал постановление за № 1537-р, которым предписывалось разработать технико-экономическое обоснование, спроектировать и начать строительство метрополитена в Алма-Ате. 3 июня 1981 года Совмин Казахской ССР принимает решение «О неотложных мерах по подготовке к строительству метрополитена в г. Алма-Ате». Строительство метро началось в 1988 году, после подписания распоряжения Н. Назарбаевым. Срок окончания строительства определили на 1997 год. Строительство велось на средства союзного бюджета, Казахская ССР оплачивала лишь косвенные затраты.

Проект первой очереди из 8-ми станций был разработан московским институтом «Метрогипротранс» при участии ленинградского института «Ленметрогипротранс».

1991—2003 года

В 1991 году смета строительства составила 457 миллионов рублей, для нужд метро было снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома. С 1994 года финансирование стало падать на 15-20 % в год и срок сдачи первой очереди был отодвинут на неопределённое время. В 1995 году была проведена комплексная экспертиза, в ходе которой выяснилось, что на строительство первой очереди метро понадобится 101 млрд тенге. К 1997 году государство имело многомесячные долги по зарплате перед метростроителями.

В этот период предпринимались неоднократные попытки найти инвесторов. В 1992 году австрийская фирма «Бетон-унд-Моибрау» подписала с «Алматыметростроем» контракт по внедрению последних технологий, облегчающих проходку тоннелей. Контракт должен был состояться в рамках австрийской кредитной линии, но этот вопрос остался нерешённым. Как замечают в «Алматыметрострое», это связано «с изменения экономической ситуации» в 1993 году.

Канадская компания «CNC LAVALIN» была выбрана в 1995 году в качестве делового партнёра для продолжения строительства Алматинского метро.

Условие, которое выдвинуло «CNC LAVALIN», — это гарантии Правительства Республики Казахстан, включение проекта в перечень приоритетных инвестиционных программ. Предлагалось финансирование за счёт займов международных финансовых организаций на 1998 год. Без предоставления этих условий фирма отказывалась работать.

В итоге канадцы предоставили технико-экономическое обоснование продолжения строительства. Были определены суммы финансовых вложений, схема финансирования, технология строительства и оборудования, источники заимствования и схема возврата суммы. Высказанные пожелания были представлены в меморандуме, описывающем принципы создания консорциума между акиматом города Алма-Аты и «CNC LAVALIN».

Канадцами был разработан собственный проект с добавлением участка второй очереди, представляющий собой три станции: Алатау, Сайран и Аксай. Срок строительства был установлен в 48-58 месяцев. У канадских партнёров возникли трудности с привлечением инвестиций.

В 1999 году состоялось подписание аппаратом акима города Алма-Аты договора намерений канадской компанией «Bombardier» на строительство метрополитена. Это второе соглашение, подобное первому, оно подписывается также с канадцами.

Компания «Bombardier» строила метро в Нью-Йорке, Париже, Мехико, Лондоне, Анкаре, что говорит уже о многом. Вложить в строительство метрополитена канадцы были готовы 694 млн долларов, а собственный оборот компании составляет 18 млрд.

Немецкая компания «Philipp Holzmann» намеревалась возводить метро в Алма-Ате в январе — феврале 2000 года. Были подписаны протокол намерений и договор на составление проектно-строительной документации и технико-экономического обоснования.

Первую линию метро протяжённостью 12,5 км «Philipp Holzmann» обещали построить за 2,5 — 3 года. Однако после посещения строительной площадки немцы постепенно свернули свою деятельность.

3 декабря 2002 года аким Алма-Аты Виктор Храпунов заявил, что «на стройку метро средства придётся занимать. Если к 2003 году администрация города не сможет найти внешние инвестиции для завершения строительства метрополитена, проект будет финансироваться из республиканского бюджета». Для завершения строительства город планировал привлечь 550 миллионов долларов иностранных инвестиций, а правительство готово было предоставить гарантии ещё на 43 миллиона долларов.

С 2003 года

В соответствии с государственной программой развития Алма-Аты, утверждённой указам Президента РК от 10 февраля 2003 года, с 2003 года финансирование на строительство метрополитен получает из государственного бюджета Казахстана, так как местные власти не смогли найти внешних источников финансирования. Для уменьшения нагрузки на бюджет и снижения расходов на строительство первой очереди Первой линии метрополитена, в 2004 году было принято решение не строить станцию «Коммунистическую», которая должна была находиться возле Национальной библиотеки, из-за близости со станцией «Абая».

С 2005 года финансирование находится под контролем президента Казахстана, это было заявлено 7 ноября 2005 года, когда посещая строящийся метрополитен, Президент Республики Казахстан сказал, что «Надо в следующем году завершить проходку, в конце 2006 — начале 2007 года начать работу над станциями и завершить в 2007 — начале 2008 года».

В первую очередь необходимо было увеличить скорость прокладки тоннелей, для чего в 2006 году был запущен современный тоннелепроходческого комплекс производства фирмы «Херренкнехт» производительностью до 250—300 м тоннеля в месяц, купленный у Германии. Он стал третьим тоннелепроходческим щитом в Алматинском метрополитене. На запуске ТПК германского производства было подтверждено, что метро откроется к 2008 году. Однако уже после запуска тоннелепроходческого щита немецкого производства заместитель акима Алма-Аты Серик Сейдуманов сообщил, что срок сдачи первой очереди Алматинского метрополитена в эксплуатацию сдвигается на начало 2009 года.

В конце второго квартала 2007 года был сдан первый готовый объект метрополитена — вентиляционный ствол № 13, который находится на пересечении улиц Фурманова и Маметова. Он функционирует в режиме нагнетания воздуха в строящиеся тоннели, что положительно сказалось на условиях строительства новых и вентиляции уже построенных тоннелей.

12 февраля 2008 года аким Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов уточнил сроки сдачи Алматинского метрополитена в эксплуатацию: «До конца года мы произведем отделку пяти станций, отделку оставшихся двух станций проведем в начале 2009 года. Первая очередь метрополитена, протяженностью 8,6 км, будет сдана в эксплуатацию 22 марта 2009 года». Кроме того, в этот же день были обнародованы первые эскизы будущих станций Алматинского метрополитена. Возможность окончания строительства в заявленные сроки была гарантирована двукратным увеличением финансирования, что также позволило объявить тендер на закупку 28 вагонов электропоездов, которые по плану должны были быть поставлены в мае 2009 года.

1 июля 2008 года был завершен демонтаж тоннелепроходческого комплекса «КТ-5,6 Б21» в правом перегонном тоннеле метро перед станцией «Байконур», который был полностью готов от станции «Райымбек батыр» до станции «Алатау». Это было сделано для обеспечения безопасной сбойки левого перегонного тоннеля со станционной камерой на станции «Байконур», которая состоялась 25 июля 2008 года на глубине 30 метров. Этой сбойкой полностью завершено строительство перегонных тоннелей от станции «Райымбек» до станции «Алатау» протяженностью 16 километров. Таким образом остались работы по сооружению станционных тоннелей, отделка станций и строительство вестибюлей.

В сентябре 2008 года началось строительство подземного перехода на пересечении улицы Фурманова и проспекта Райымбека с выходом на одноименную станцию с последующим завершением строительства вестибюля.

12 декабря 2008 года произошла стыковка ещё одного станционного тоннеля с подходным коридором станции «Жибек Жолы». Пресс-секретарь АО «Алматыметрокурылыс» Ерлан Назаров напомнил, что срок сдачи Первой линии метрополитена вновь отодвинут и теперь ввод в строй семи станций намечен на декабрь 2009 года.

В двух тендерах, прошедших в 2008 году победила фирма «Хёндэ», обязавшаяся до конца 2008 года поставить, смонтировать и отладить 22 эскалатора, кроме того, доставить и отладить семь подвижных составов в мае 2009 года. В тендере на закупку вагонов участвовали также три фирмы: российские «Вагонмаш» и «Метровагонмаш» и канадский «Бомбардьё». В тендере по закупке эскалаторов участвовали ещё две фирмы: «Тюссен Крупп» и «Казлифтмонтаж».

Было завершено строительство энергетических подстанций «Кенсай», «Отрар», «Алатау», «Топливная» в Алатауском районе, для электроснабжения Алматинского метрополитена.

29 июля 2009 года аким города Алма-Аты проверил ход строительства первой линии метрополитена. А.Есимов ознакомился с ходом строительства станций и тоннелей. В настоящее время выполнены работы по возведению основных конструкций станций: «Райымбек», «Жибек Жолы», «Алмалы», «Алатау», однако по станциям «Абай», «Байконур», «Тулпар» строительные работы продолжаются, смонтированы эскалаторы на трёх станциях.

17 декабря 2009 года Каныбек Нурмаханбетов заявил, что вагоны поступят из Южной Кореи с мая по август 2010 года, а уже 14 июня 2010 года в электродепо «Алматыметрокурылыс» состоялась презентация первой партии подвижных составов, произведенных южнокорейской компанией «Hyundai» специально для метрополитена Алма-Аты. В общем, по плану для метрополитена должны быть закуплены 28 вагонов, общая стоимость которых составляет порядка 86 млн долларов США. Уже поступило 16 вагонов, а в августе 2011 года ожидается поступление оставшихся 12 вагонов.

В 2010 году в городе Алма-Ате в строй были введены 8 подстанций, в том числе и для своевременного ввода в эксплуатацию объектов метрополитена.

26 апреля 2010 года, при посещении строящегося метрополитена, глава государства Н. А. Назарбаев заявил, что метрополитен в Алма-Ате будет готов к 16 декабря 2011 года.

В октябре 2010 года впервые состоялась обкатка нового вагона, а уже 15 января 2011 года была доставлена вторая партия вагонов для Первой линии метрополитена. Таким образом, метрополитен укомплектован всеми необходимыми 28 вагонами.

По состоянию на март 2011 года полностью завершена отделка станций «Райымбек», «Жибек Жолы» и «Алатау», из 24 эскалаторов установлено 18, из 29 необходимых вентиляторов — 11, кабельная продукция уложена на 50 %. Все необходимые работы будут завершены в августе 2011 года. Единственная станция, которая не будет готова в первом полугодии нынешнего года — это станция «Байконур», так как для ее отделки используются материалы в стиле «хай-тек», которые только начали поступать из Германии.

В апреле 2011 года был завершен монтаж ходового рельса в правом перегонном тоннеле, а 7 июля 2011 года в левом, таким образом для завершения строительства осталось закончить отделочные работы, обкатку вагонов по линии и обучение персонала.

Серьёзные инциденты

Смерть рабочего — февраль 2006 года

В феврале на строительстве метрополитена погиб рабочий. Примерно в 9 часов утра рабочий Али Сулекбаев попал под колеса «КамАЗа». 22-летний Сулекбаев был работником АО «АлматыМетроКурылыс». «КамАЗ» в дорожной полиции не зарегистрирован.

Обвал грунта 9 августа 2008 года

9 августа 2008 года примерно 17 часов произошёл обвал грунта с поверхности в тоннель строящегося метрополитена на пересечении проспекта Абая и улицы Гагарина. Из находящегося недалеко строительного котлована вскоре прибыли метростроители и КамАЗы, гружёные землёй, начали засыпать обвал.

12 августа глава АО «Алматыметрокурылыс» Мурат Укшебаев не встретился с журналистами. По некоторым данным, опоры вместо положенных по проекту 4 метров были установлены на расстоянии 20 метров.

16 августа дирекция АО «Алматыметрокурылыс» огласила официальные выводы комиссии: «Грунты района представлены почвенно-растительным слоем, насыпными грунтами, суглинком и галечником. Разделительная зелёная полоса пр. Гагарина в летнее время систематически орошается через арычную систему. Вода, дренируя, постепенно промывала грунт. Когда влажность грунта достигла критической точки, под собственной тяжестью произошло обрушение грунта»

По словам заместителя главного инженера ГКП «Дирекция строящегося метрополитена Алматы», Саламата Есимханова: «Намокание грунта не может служить причиной обвала. Проектировщики изучили все риски. У них были все данные об этом участке, они не могли не знать, что там течёт вода или находятся какие-нибудь коммуникации».

Глава АО «Алматыметрокурылыс» Мурат Укшебаев отказывается от всех комментариев на эту тему.

Сведения

Первый участок строится в тоннелях диаметром 5,1 м. Планируется, что на последующих участках будут сооружаться тоннели диаметром 14 м для поездов метро на нижнем ярусе и автомобилей на верхнем — с закупкой соответствующих ТПК.

Строительство ведёт АО «Алматыметрокурылыс».

Численность работающих составляет 1700 человек, из них 1200 человек заняты на строительно-монтажных работах.

Строительство первой очереди Первой линии ведётся с сентября 1988 года, то есть уже более 21 года.

За время строительства метро освоено 117,3 млрд тенге, из них в 2004—2009 годы — 86,2 млрд тенге.




Просмотров: 7779


<<< Алжирский метрополитен
Амстердамский метрополитен >>>