Метрополитен - Колонная станция мелкого заложения

10 сентября 2015







Станция «Автово» Петербургского метрополитена — истинная «сороконожка», на ней расположено ровно 46 рядов колонн.
Станция «Калужская» Московского метрополитена, построенная по более позднему проекту, насчитывает уже 26 рядов колонн.
Станция «Выдубичи» Киевского метрополитена — типичный проект 1990-х с всего 22-мя рядами колонн.

Колонная станция мелкого заложения — одна из разновидностей станции метрополитена.

Отличительная особенность колонной станции — наличие дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции.

Различаются двухпролётные, трёхпролётные и многопролётные станции.

Типовая колонная станция мелкого заложения в России — трёхпролётная, из сборного железобетона, имеет длину от 102 до 169 метров и шаг колонн от 4 до 6 метров. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка», поскольку потолок станции поддерживают 2 ряда колонн по 40 штук в каждом. Сороконожки были распространены в конце 1960-х, начале 70-х годов, после чего колонные трёхпролётные станции строились с 26-ю рядами колонн, а некоторые из них — с 22-мя рядами.

Колонная станция мелкого заложения, строится откpытым способом из сбоpных унифициpованных железобетонных констpукций; шаг колонн 4 м, всего на станции 40 паp колонн – так называемая «классическая соpоконожка». Расстояние между осями путей 12,9 м, высота перекрытия 4 м, ширина платформы 10 м, расстояние между осями рядов колонн 5,9 м, ширина колонны 500 мм.


Первые колонные станции мелкого заложения в Москве появились в 1935 году на первой очереди метро: двухпролётная «Красносельская», четырёхпролётная «Им. Коминтерна» и трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов», «Парк культуры им. Горького», «Арбатская» и «Смоленская». А первой станцией-«сороконожкой» из сборного железобетона в Москве стала станция «Первомайская».

Помимо типовых станций имеются и станции, построенные по специальному проекту. В них, например, один из пролётов перекрытия может быть заменён на монолитный свод. В отдельных случаях ряд колонн может быть заменён несущей стеной. Подобная двухзальная многопролётная станция «Каширская» была сооружена для осуществления удобной кроссплатформенной пересадки. В последнее время появляются также станции не из сборного, а из монолитного железобетона.

Типовая колонная станция мелкого заложения имеет два вестибюля с обоих торцов станции, чаще всего совмещённых с подуличными переходами.

Для многих зарубежных метрополитенов типовой колонной станцией является двухпролётная станция с металлическими колоннами.

Также распространённым типом колонной станции мелкого заложения за рубежом является двухуровневая станция с распределительным залом — конкорсом. В подобной станции выходы из подуличных переходов ведут в конкорс на верхнем уровне, заменяющий собой вестибюли, откуда уже пассажиры спускаются на платформу станции. Типичные двухуровневые станции с конкорсом имеются в Гонконгском метрополитене. Подобия этого типа станции имеются и в СНГ: «Демиевская» в Киеве и «Метростроителей им. Ващенко» в Харькове.

В Московском метрополитене около половины всех станций — колонные мелкого заложения, строившиеся в 1960-х, 1970-х годах. В Санкт-Петербурге, однако, в условиях сложных грунтов на малой глубине и обширной зоны плотной городской застройки центра имеются всего три станции мелкого заложения на 1-й линии, все — колонные: «Автово», «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». «Автово» построена по спецпроекту и имеет один наземный вестибюль, две других — типовые «сороконожки».





Просмотров: 1836


<<< Колонная станция глубокого заложения
Наземная станция >>>