Метрополитен - Линии и станции Петербургского метрополитена - Типы станций

10 сентября 2015



Оглавление:
1. Линии и станции Петербургского метрополитена
2. Станции метрополитена
3. Типы станций



На сегодняшний день в Петербургском метрополитене используются станции шести типов.

Пилонная станция

Подземный зал станции «Нарвская».

Пилонная станция — самый старый тип станции метро во всём мире, был применён и в составе первой очереди. Конструктивной особенностью является взаимная непресекаемость отделок центрального и боковых залов. Центральный зал от бокового отделяет ряд массивных пилонов. Примеры — «Площадь Ленина» и «Нарвская».

Двусводчатая станция

Является разновидностью пилонной станции. Характерной особенностью является сильно уменьшенный центральный зал. Проходы-порталы служат для доступа из зала к посадочным платформам. Как правило, станции этого типа являются самыми старыми. «Чернышевская» и «Горьковская» — одни из таких станций.

Колонная станция глубокого заложения

В Санкт-Петербурге данный тип впервые был применён в составе первой очереди метрополитена. Представляет собой три независимых зала, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Основным преимуществом колонной станции является значительно большая пропускная способность, нежели у пилонной станции. Станции «Лесная» и «Балтийская» — классические примеры такого типа станций.

Колонно-стеновая станция

Является разновидностью колонной, часть проёмов между колоннами заменена простенком. Это позволяет повысить сопротивляемость горному давлению в сложных грунтах. При этом простенки часто украшают мозаичные панно. Типичный пример — «Комендантский проспект».

Односводчатая станция глубокого заложения

Типовая конструкция двухъярусной пересадочной односводчатой станции

Данный тип станции не имеет никаких конструктивных элементов помимо свода и представляет собой однообъёмный большой зал. Данный тип станции был разработан в Ленинграде и впервые использован в 1975 году на станциях «Политехнической» и «Площади Мужества». Подобный тип станции позволяет добиться значительной механизации работ при строительстве.

Двухъярусная пересадочная односводчатая станция

Разновидностью односводчатой станции является двухъярусная кросплатформенная пересадочная станция, в данном случае станция принимает поезда сразу двух линий на четыре пути с пересадкой между линиями в едином конструктивном объёме. Конструкция узла сочетает все преимущества односводчатых станций глубокого заложения, позволяющих значительно уменьшить её воздействие на природный массив за счет компактности и отказа от соединительных коридоров. Единственной станцией такого типа является «Спортивная». В настоящее время она не используется как пересадочная, есть лишь задел для строительства будущей Кольцевой линии.

Станция закрытого типа

Типовая конструкция станции закрытого типа

Станции закрытого типа — один из подвидов колонно-стеновой станции глубокого заложения без боковых посадочных платформ. По обеим сторонам центрального зала находятся проёмы, закрытые станционными дверьми, отделяющими тоннели, где останавливаются прибывающие поезда, от зала. Двери открываются/закрываются автоматически после открытия/закрытия дверей поезда. Поезда должны останавливаться с таким расчётом, чтобы створы дверей вагонов точно совпадали со створами дверей зала. Удешевление и ускорение строительства стали основными причинами строительства станций этого типа. В дальнейшем с освоением технологии возведения односводчатых станций от данного конструктива отказались. Всего в Петербурге существует 10 подобных станций. Первой такой станцией стал «Парк Победы».

Колонная станция мелкого заложения

Подземный зал станции «Автово».

Колонная станция мелкого заложения имеет свою отличительную особенность — наличие дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Станции данного типа располагаются на глубине не более 15 метров и строятся преимущественно открытым способом. При всей простоте возведения в Санкт-Петербурге всего 3 таких станции — «Автово», «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». Сложные грунты и плотная застройка центральных районов не позволили массово применять данный тип станций.

Наземная крытая станция

Из данных разновидностей наземных станций, функционирующих в России, самые старые — в Санкт-Петербурге. У станции этого типа имеются стены и потолки, поддерживающие необходимый температурный режим. Имеется всего четыре таких станции — «Девяткино», «Парнас», «Рыбацкое» и «Купчино». Все они являются конечными на линиях.




Просмотров: 4239


<<< Лиговский проспект-2 (станция метро)
Лихоборы (электродепо) >>>