Метрополитен - Рижский метрополитен

10 сентября 2015



Оглавление:
1. Рижский метрополитен
2. Система
3. Отмена



Рижский метрополитен — нереализованная система метрополитена в Риге, планировавшаяся в столице Латвийской ССР во времена существования СССР. Строительство первого пускового участка должно было начаться в 1990 г., ввод в эксплуатацию предполагался в 2000—2002 гг. Сооружение было отменено ввиду протестов общественности и распада СССР. В постсоветское время создание метро в Риге не планируется, рассматриваются только варианты городских поездов и локальных тоннелей для трамвая при получении инвестиций от Евросоюза и западных компаний.

История

Первоначально в городе, не имевшем миллионной численности населения, необходимой по стандартам Госплана для создания традиционного метрополитена, с 1960-х гг. планировалось сооружение системы скоростного трамвая-метротрама. Согласно проекту группы ленинградских градостроителей под руководством В. Грицовского от 1965, представленному общественности в газете «Rīgas Balss» 10 января 1966 г., в микрорайонах массовой жилой застройки и малонаселённых местах линии скоростного трамвая должны были быть наземными и обособленными, а в центре города должны были уходить на глубину около 6 метров в тоннели под проезжей частью улиц. В перспективе система линий должна была насчитывать 82 километра путей, из которых 20 километров составляли бы подземные участки. Уже в первом пусковом участке предполагалось построить 5 километров тоннелей.

Однако затем для Риги, как столицы союзной республики, города с третьим в стране показателем количества поездок на общественном транспорте на душу населения и транзитного пункта, пропускающего большое количество туристов соседнего общесоюзного курорта Юрмала, руководством СССР было сделано исключение, и с конца 1970-х гг. в 800-тысячном городе началось планирование и проектирование системы метро.

Создание метрополитена было заложено в комплексную транспортную схему, в детальный план подземного городского развития от 1981 г. и в генплан развития города до 2005 г., принятый в 1986 г.

Сначала над технико-экономическим обоснованием сооружения и аванпроектами для рижского метрополитена работал московский институт «Метрогипротранс». Первый пусковой участок сразу был определён по направлению из Засулаукса до ВЭФа. В 1977 г. предполагалось утвердить его ТЭО в 1978 г., разработать рабочие проекты и начать строить — в 1981 г., ввести в эксплуатацию — в 1990 г. Система в перспективе должна была иметь 2 линии.

градостроительный план с системой линий метро от 1986 г.

После некоторой задержки с 1984 г. началось рабочее проектирование, которое было поручено ленинградскому институту «Ленметропроект» ввиду того, что очень сложные гидрогеологические условия грунтов в Риге были близки к таковым в Ленинграде. К 1986 г. была принята к реализации полная схема будущей системы метро из 3-х линий при неизменном первом пусковом участке. Сроком его начала строительства был определён 1988 г., сдачи — 1996—1997 гг.

аксонометрическая проекция прохождения линии и посадки станции «Узварас» под одноимённым бульваром от 1981 г.

Архитектурно-художественный дизайн интерьеров станций было предложено проектировать местным архитекторам, которые уже имели некоторый опыт после разработки интерьера станции «Рижская» Московского метрополитена. Уже в 1983 г. был проведён конкурс на лучшее оформление интерьеров станций первого пускового участка.

В период с 1979 по 1988 гг. для планирования и проектирования было сделано около 200 геологоразведочных скважин по трассе первого пускового участка. В 1986 г. начался комплекс подготовительных работ для строительства, которые должны были осуществляться не менее 2-х лет. Для этого были выделены 7,5 млн руб. и привлечена подрядная организация «Строймеханизация». Были заложены стройплощадка на улице Граниту и две производственные базы метростроя: одна для автоколонны на 200 машин — в Межапарксе возле ТЭЦ-2, другая для строительной комплектации — в Болдерае. Готовились и начинались работы по сносу зданий, перекладке подземных коммуникаций, подготовке строительных площадок для сооружения временных зданий и наземных горных комплексов, отборка и заготовка выборгского гранита.

К 1989 г. все рабочие проекты первого пускового участка были готовы и утверждены в Москве. В 1990 г. должно было начаться строительство при помощи минских метростроевцев. Первый пусковой участок должен был быть готов к 2000—2002 гг. Его стоимость составляла около 250 млн руб. в ценах тех лет, что было значительно выше, чем в других городах ввиду сложных инженерно-геологических условий сооружения в тяжёлых грунтах в районах плотной городской застройки. Финансирование в основном должно было идти от союзного центра, республике поручалось выделить 10—12 млн руб. на депо, 2,5 млн руб. — на инженерный корпус, 4—5 млн руб. — на перекладку и подготовку коммуникаций у станций.




Просмотров: 2055


<<< Метрополитен Ресифи
Римский метрополитен >>>