Метрополитен - История Московского метрополитена - Строительство первой очереди
10 сентября 2015Оглавление:
1. История Московского метрополитена
2. Строительство первой очереди
3. Метрополитен в годы войны
4. Метрополитен в конце 1940-х — начале 1950-х
5. Метрополитен после 1955 года
6. Нереализованные проекты
В июне 1931 года первый секретарь Московского комитета ВКП Л. М. Каганович продвигает на партийном пленуме решение срочно строить метро. В сентябре Московское руководство учреждает Мосметрострой и пишет письмо в ОГПУ, где просит вернуть арестованных специалистов МГЖД. В ноябре 1931 года в горкоме представлен проект линий московского метрополитена. Это был тот же проект годичной давности с небольшими поправками. Была утверждена первая очередь строительства: от Сокольников до будущего места строительства Дворца Советов и от Смоленской площади до библиотеки им. Ленина. В конце ноябре 1931 года во дворе дома № 13 по Русаковской улице около Сокольников первые лопаты Мосметростроя вгрызлись в землю. Так началось строительство московского метрополитена, где заложили первую шахту. В январе 1932 года работы начались на всех участках, однако они проводились вручную, так как предполагалось, что московский метрополитен будет в большинстве своем надземным, а под землей проходить только в самом центре на небольшой глубине. Когда работы уже начались, благодаря молодому инженеру Мосметростроя Вениамину Маковскому появилась идея пустить метро на большой глубине — до 35 метров. Против были все инженеры, однако идея понравилась руководству в лице Кагановича и Хрущева. В мае 1932 года строительство было остановлено, а Мосметрострой за неделю разработал проект метро глубокого заложения. Точку в споре поставил И. В. Сталин, приняв проект глубокого заложения, убедившись в возможности его осуществления.
Для проходки тоннелей метро на большой глубине в Москву были командированы шахтеры из Донбасса, при этом геологические данные исчерпывались на глубине 15 метров. На требуемой же глубине зачастую оказывался плывун, где обычная шахтерская проходка была неприменима. Например, при строительстве станции под Лубянской площадью в 1934 году, где тоннель в конце концов прошли с помощью проходческого щита, приобретенном ещё в 1933 году, к которому по началу отнеслись с недоверием. Однако исключительно глубокое метро в Москве тогда было построить невозможно. На разных участках принималось разное решение: строить открытым способом мелкого заложения или закрытым на большой глубине. Например, на Каланчёвской площади станция строилась открытым способом. Для строительства не хватало людей. Среди москвичей строительство метро, куда уходило огромное количество средств, вызывало раздражение. Для дополнительного набора Мосметрострой стал набирать даже так называемый «кулацкий элемент», перестав требовать справки о пролетарском происхождении рабочих. В марте 1933 года на строительство метро были привлечены тысяча комсомольцев. К началу 1935 года метро строило уже 19 000 комсомольцев. Профессия метростроителя превратилась из ругательства в престижную.
К намеченной дате открытия — 7 ноября 1934 года метрополитен не был введен в строй из-за отсутствия эскалаторов. Тогда это устройство впервые появилось только в Лондонском метрополитене в 1932 году и делали их только 2 фирмы в мире. Мосметрострой за 200 000 золотых рублей приобрел один эскалатор, только чтобы его разобрать и скопировать, увеличив длину лестниц. Советские эскалаторы появились в январе 1935 года. Работая круглосуточно в течение 20 дней, эскалаторы собрали на ряде построенных станций, а опробовали их 6 февраля 1935 года 2000 делегатов Всесоюзного Съезда. 4 февраля 1935 года по построенной трассе прошёл первый тестовый поезд. Над построенными надземными павильонами станций появилась красная буква "М", нарисованная архитектором Иваном Тарановым, которая стала символикой московского метрополитена.
Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В 5 часов 48 минут в метро был включен ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд. В 6 часов 45 минут открылись двери надземных вестибюлей. Пусковый комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Данное ответвление, ставшая Арбатской линией, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту. До начала Великой Отечественной войны было открыто ещё две линии. В марте 1938 года Арбатская линия была продлена до станции «Курская». В сентябре 1938 года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова».
Просмотров: 13347
|