Метрополитен - Калужско-Рижская линия - История

09 сентября 2015



Оглавление:
1. Калужско-Рижская линия
2. История
3. Аварии и теракты
4. Депо и подвижной состав
5. Перспективы



Северный и южный радиусы линии были построены в конце 1950-х — начале 1960-х годов, центральный участок открылся только в 1972 году.

Изначально планировалось подвести линию метро из центра к ВСХВ для улучшения ее транспортной доступности. Именно поэтому самый старый участок линии — от «Проспекта Мира» до «ВДНХ», длиной 5,4 км; ранее назывался Рижским радиусом; на нём — четыре станции глубокого заложения: «Проспект Мира», «Рижская», «Алексеевская» и «ВДНХ». Этот участок линии в основном проходит параллельно проспекту Мира.

С бурным развитием юго-западных районов города, в частности знаменитых Черёмушек, возникла необходимость проведения метро и туда. Южный радиус, вошедший в состав линии, — Калужский — вступил в эксплуатацию в октябре 1962; протяжённость его — 8,9 км, при открытии включал пять станций — «Октябрьскую», «Ленинский проспект», «Академическую», «Профсоюзную» и «Новые Черёмушки». Станция «Шаболовская», находящаяся ныне между станциями «Октябрьская» и «Ленинский проспект», была предусмотрена исходным проектом, но вступила в строй только в 1980 году. На некоторых участках проходка тоннелей была тяжёла; наиболее сложны были геологические условия при строительстве перегона «Октябрьская» — «Ленинский проспект». Особенностью строительства Калужского радиуса явился впервые применённый метод сооружения станций в открытых котлованах, а перегонных тоннелей — щитовой проходкой. В 1964 Калужский радиус был продлён на юг, до здания нового электродепо; на его территории в течение десяти лет — с 1964 по 1974 — размещалась станция «Калужская». В 1974 году открылась новая — подземная — станция с таким названием, старая же была закрыта; одновременно открылась станция «Беляево».

Строительство центрального участка линии, соединившего Калужский и Рижский радиусы и образовавшего вместе с ними Калужско-Рижскую линию, началось в 1970 году. 4 января 1971 года его южная половина — от «Октябрьской» до «Китай-города» — начала работу; тогда открылись две станции — «Третьяковская» и «Китай-города»; последняя была совмещена со Ждановско-Краснопресненской линией; позднее, в 1986 году, и «Третьяковская» стала совмещённой — с Калининской линией. В январе 1972 года открылась и северная половина центрального участка с двумя станциями — «Сухаревской» и «Тургеневской»; инженерно-геологические условия при строительстве этого участка также отличались большой сложностью. Таким образом, Калужско-Рижская линия появилась в 1972 году.

В 1978 линия была продлена на север — от станции «ВДНХ» до станции «Медведково»; на этом участке длиной 8,1 км — четыре станции, все — мелкого заложения. Южный конец линии — от «Беляево» до «Новоясеневской» — был открыт в две очереди. Первая очередь, включавшая две станции — «Коньково» и «Тёплый Стан» — была сдана в эксплуатацию в 1987; вторая — со станциями «Ясенево» и «Новоясеневская» — вступила в строй в январе 1990 года.

Станции Калужско-Рижской линии регулярно ремонтируются; особенно частого ремонта требуют станции — «сороконожки» Калужского радиуса; кафель, которым облицованы стены станций, недолговечен и осыпается. В 2004 году видоизменилась станция «Академическая»; вместо безликой кафельной плитки на её стенах появился анодированный алюминий; нижняя часть путевых стен была облицована чёрным гранитом. При этом цветовое решение станции не изменилось; как и прежняя кафельная плитка, алюминиевое покрытие имеет синие и белые полосы.

История переименований

Станция Предыдущие имена Годы
ВДНХ ВСХВ 1958-1959
Алексеевская Щербаковская 1966-1990
Мир 1958-1966
Проспект Мира Ботанический сад 1958-1966
Третьяковская Новокузнецкая 1970-1983
Китай-город Площадь Ногина 1970-1990
Сухаревская Колхозная 1971-1990
Новоясеневская Битцевский парк 1990-2009



Просмотров: 9058


<<< Калининская линия
Каховская линия >>>