Метрополитен - Кольцевая линия (Москва) - Строительство

12 октября 2015



Оглавление:
1. Кольцевая линия (Москва)
2. Строительство
3. Пересадки
4. Депо и подвижной состав
5. Перспективы
6. Кольцевая линия в культуре и искусстве



Опыт Великой Отечественной войны и высокая вероятность новой послужили причиной выбора для Кольцевой линии глубокого заложения. Первая очередь, открывшаяся в 1950-м году, прошла от парка Горького до Курского вокзала вдоль южного полукружья Садового кольца со станциями на всех главных площадях: «Калужская», «Серпуховская», «Павелецкая», «Таганская».

Второй участок кольца, открывшийся в 1952-м году, проходил за пределами Садового кольца, присоединив к системе метрополитена крупнейшие транспортные узлы: станция «Комсомольская», «Проспект Мира», улица Новослободская и Белорусский вокзал. При этом не были снабжены связью с метрополитеном Рижский вокзал и Савёловский вокзал. Существует легенда, что первоначальный проект предполагал прохождение второй очереди Кольцевой линии через эти два вокзала, но был изменён по указанию Г. М. Попова, мать которого жила на улице Новослободской.

Последняя очередь в 1954-м замкнула кольцо, пройдя через Красную Пресню и Киевский вокзал.

Кольцевая линия оказалась ключевой в дальнейшем развитии Московского метрополитена. Часто радиальные линии строились «от кольца», лишь впоследствии соединяясь центральным участком. В настоящее время каждая из двенадцати станций на Кольцевой линии пересадочная.

Архитектура

Станции Кольцевой линии, как и другие станции, построенные в то время, являются памятниками расцвета архитектуры сталинского ампира. Каждая станция посвящена особой теме, но при этом охватывает эпоху и чувства народов СССР конца 1940-х — начала 1950-х. Особую роль играет подвиг Победы в Великой Отечественной войне. Станция «Парк Культуры» символизирует отдых советского народа. «Калужская» — сочетание Победы с исторической славой. «Серпуховская» — величие русского зодчества. «Павелецкая» — Волгу, хлебницу России. «Таганская» — сочетание Победы с воинской славой. «Курская» — Черноземье. «Комсомольская» — самая грандиозная из всех; её своды расписаны эпизодами из истории воинской славы России. «Ботанический сад» — плодородность советского сельского хозяйства. «Новослободская» задумывалась как станция-грот, где витражи рассказывают о культурном величии страны. «Белорусская» посвящена братскому народу Белоруссии. «Краснопресненская» — победе революций 1905 и 1917 гг. «Киевская», аналогично «Белорусской», рассказывает об истории братской республики Украины.

При этом почти все станции в той или иной форме содержали прославления Иосифа Сталина, которые потом были тщательно убраны, доходило до переделок целых мозаичных композиций. Помпезность интерьера также относится и к вестибюлям. Интересен и тот факт, что при строительстве у линии изначально было всего лишь шесть пересадочных узлов. Из них только два сохранили свой первоначальный станционно-вестибюльный облик. Вестибюли станций «Комсомольская» и «Парк Культуры», построенные всего на 15—17 лет раньше, были снесены, так как они не отвечали требованием послевоенной помпезности. Радиальная «Павелецкая», хоть и сохранила свой первоначальный уличный облик, но в 1953 году была полностью перестроена под новые «требования». А радиальная «Киевская» была вообще закрыта и заменена новой.

В отношении величия станции Кольцевой линии конечно не исключительны, первая очередь Ленинградского метрополитена, глубокий Арбатский радиус и т. п. стоят с ними наравне. По архитектурным замыслам такими же должны были стать станции Рижского, Фрунзенского, Филёвского и других радиусов. Однако вскоре после завершения Кольцевой линии в 1955 году началась т. н. «борьба с архитектурными излишествами», в результате которой архитектура вновь строящихся станций Московского метрополитена вплоть до середины 1970-х была лишена той яркости и помпы, присущей Кольцевой линии, кроме того, больше внимания уделялось радиусам, а не центру. Таким образом Кольцевая линия стала лицом не только самого метрополитена, но и всего города.




Просмотров: 13179


<<< Кожуховская линия
Люблинско-Дмитровская линия >>>