Метрополитен - Московский метрополитен - Подвижной состав
10 сентября 2015Оглавление:
1. Московский метрополитен
2. История
3. Пользование метрополитеном
4. Пассажиропоток
5. Эксплуатирующие, проектные и строительные организации
6. Линии
7. Станции Московского метрополитена
8. Подвижной состав
9. Эскалаторы
10. Безопасность
11. Московский метрополитен как объект гражданской обороны
12. Аварии и теракты в Московском метрополитене
13. Перспективы развития
14. Интересные факты
15. Московский метрополитен в массовой культуре
16. Награды
В Московском метрополитене используется подвижной состав четырёх поколений, и в настоящее время идёт деятельное обновление парка вагонов, в частности старейшие и отслужившие свой срок списываются, менее старые обновляются, а также интенсивно закупаются новые. В последние годы произведена полная замена подвижного состава на Филевской и Арбатско-Покровской линиях, идет обновление парка Кольцевой линии, на очереди Замоскворецкая и Таганско-Краснопресненская. Инвентарный парк вагонов составляет 4535 шт.; эксплуатационный 3557 шт..
Московское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в России 1524 мм. Для подачи тока используется третий рельс, на который подаётся напряжение 825 В постоянного тока. Типичный путевой тоннель однопутный, круглый в сечении с внутренним диаметром 5,1 м или прямоугольный с внутренними размерами 4,16×4,4 м. Средняя эксплуатационная скорость поездов 46-72 км/ч.
Составы, снятые с эксплуатации
- Вагоны типа А
- Вагоны типа Б
- Вагоны типа В
- Вагоны типа Г
- Вагоны типа Д
- Вагоны типа E
- Вагоны типа Eм-508/Ем-509
- Вагоны типа Eж/Еж1
Составы, эксплуатируемые в настоящее время
- Вагоны типа Еж3 и Ем-508Т. Старейшие из эксплуатируемых в настоящее время. Вагоны обслуживают Таганско-Краснопресненскую линию. Эксплуатируются вагоны, выпущенные в 1973—1979. На данный момент закончена модернизация всех вагонов на ЗАО «ЗРЭПС», в ходе которой в промежуточных вагонах удалена кабина машиниста, обновлён салон, кабина машиниста, деревянные и горючие материалы заменены на трудногорючие, а срок эксплуатации вагонов продлился на 15 лет. Предшественник этих вагон типа Еж к настоящему моменту выведены из пассажирской эксплуатации, последний, № 5170, прекратил работу на Арбатско-Покровской линии в декабре 2010 года и передан на консервацию для дальнейшей эксплуатации в будущем Музее Метрополитена.
- Вагоны типа 81-717/714 и их модификации. Неофициально их называют «номерные», так как это первые вагоны, не получившие буквенного обозначения. Вагоны типа 81-717/714 обслуживают Замоскворецкую, Кольцевую, Калужско-Рижскую, Калининскую, Серпуховско-Тимирязевскую и Каховскую линии. Эксплуатируются вагоны, выпущенные в 1977—1988 годах. Вагоны типа 81-717.5/714.5 обслуживают Замоскворецкую, Калужско-Рижскую, Серпуховско-Тимирязевскую и Люблинскую линии. линию. Эксплуатируются вагоны, выпущенные в 1987—1995 годах. Вагоны типа 81-717.5М/714.5М обслуживают Сокольническую, Калужско-Рижскую , Калининскую, Серпуховско-Тимирязевскую и Люблинскую линии линии. Эксплуатируются вагоны, выпущенные в 1993-2010 . В 2007 году создана модернизация 81-717.6К/714.6К, отличающаяся наличием принудительной вентиляции, изменённым дизайном. После испытаний в ТЧ-2 «Сокол» первый состав передан в ТЧ-12 «Новогиреево». Вагоны типа 81-717.6/714.6 обслуживают Калининскую линию. Эксплуатируются вагоны 2009 года выпуска. В 2010 году был изготовлен ретропоезд «Сокольники», стилизованный под первый поезд Московского метрополитена обозначение 81-717.5А/714.5А.
- Вагоны типа 81-720/721 «Яуза». Вагоны этого типа обслуживают Каховскую линию. Отличаются от предшественников тиристорно-импульсной системой управления, кузовом из нержавеющей стали и отсутствием приточно-вытяжной вентиляции, которую заменяет принудительная. Эксплуатируются вагоны, выпущенные в 1991—2002 годах.
- Вагоны типа 81-720.1/721.1 «Яуза». Вагоны этого типа обслуживают Люблинско-Дмитровскую линию. Отличаются от опытно-промышленных вагонов асинхронным приводом с микропроцессорной системой управления, изменённым дизайном салона. Эксплуатируются вагоны, выпущенные в 2004 году.
- Вагоны типа 81-740/741 «Русич». Вагоны этого типа обслуживают Бутовскую линию лёгкого метро. Каждый вагон представляет собой две сочленённые секции на трёх тележках. Вагоны оборудованы асинхронным приводом производства Alstom. Эксплуатируются вагоны, выпущенные в 2003—2004 годах.
- Вагоны типа 81-740.1/741.1 «Русич». Опытный состав 81-740А/741А 2004 года выпуска обслуживает Бутовскую линию лёгкого метро. Серийные составы 81-740.1/741.1 обслуживают Филёвскую и Арбатско-Покровскую линии. Эксплуатируются вагоны выпущенные в 2005—2009 годах. Отличаются от 81-740/741 асинхронным приводом производства ОАО «Метровагонмаш».
- Вагоны типа 81-740.4/741.4 «Русич». Вагоны этого типа обслуживают Кольцевую и Арбатско-Покровскую линии. В отличие от 81-740.1/741.1, вагоны имеют шесть дверей в неголовных секциях, оборудованы системами кондиционирования и видеонаблюдения в салоне. Этими вагонами в настоящее время заменяется подвижной состав Кольцевой линии. Эксплуатируются вагоны, выпущенные с 2008 года.
Составы, планируемые к вводу в эксплуатацию
- Вагоны типа 81-760/761. Планируется замена подвижного состава Замоскворецкой линии на поезда этого типа. В 2010 году начались испытания поезда.
Именные поезда
В Московском метрополитене существует традиция создания именных поездов. На 17 ноября 2010 года в эксплуатации находятся семь таких составов:
- «Народный ополченец», посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны, работавшим в метро и метрострое. Ходит по Замоскворецкой линии.
- «Курская дуга», оформленный в память об участии бронепоезда «Московский метрополитен» в Курской битве. Ходит по Сокольнической линии.
- «Красная стрела 75 лет», пущенный в честь 75-летия фирменного поезда «Красная стрела», оформлен по заказу ОАО «РЖД». Ходит по Сокольнической линии.
- «Акварель», поезд-галерея с репродукциями картин Сергея Андрияки, акварельных шедевров Русского музея и музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Ходит по Арбатско-Покровской линии.
- «Читающая Москва», оформленный цитатами и иллюстрациями из произведений классиков отечественной и зарубежной литературы. Ходит по Кольцевой линии.
- Ретропоезд «Сокольники». Стилизован под первый поезд Московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Ходит по Сокольнической линии.
- «Поэзия в метро» курсирует по Филёвской линии с 17 ноября 2010 года . Он призван знакомить пассажиров метро с поэтами разных стран мира. Первая подборка стихов посвящена творчеству пяти знаменитых чилийских поэтов.
Электродепо
Московский метрополитен в настоящее время обслуживается 15 электродепо.
Действующие депо | Дата открытия | Линии | Пассажирский парк | Координаты |
---|---|---|---|---|
ТЧ-1 «Северное» | 26 апреля 1935 | 81-717.5М/714.5М, 81-717.5А/714.5А | 55.781521, 37.65907355°46′53.47″ с. ш. 37°39′32.66″ в. д. / 55.781521° с. ш. 37.659073° в. д. | |
ТЧ-2 «Сокол» | 10 сентября 1938 | 81-717/714, 81-717.5/714.5 | 55.812062, 37.51349355°48′43.42″ с. ш. 37°30′48.57″ в. д. / 55.812062° с. ш. 37.513493° в. д. | |
ТЧ-3 «Измайлово» | 14 января 1950 | 81-740.1/741.1, 81-740.4/741.4 | 55.789134, 37.7735655°47′20.88″ с. ш. 37°46′24.81″ в. д. / 55.789134° с. ш. 37.77356° в. д. | |
ТЧ-4 «Красная Пресня» | 1 апреля 1954 | 81-717/714, 81-740.4/741.4 | 55.769205, 37.56090455°46′09.13″ с. ш. 37°33′39.25″ в. д. / 55.769205° с. ш. 37.560904° в. д. | |
ТЧ-5 «Калужское» | 13 октября 1962 | 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5М/714.5М | 55.658669, 37.54529455°39′31.2″ с. ш. 37°32′43.05″ в. д. / 55.658669° с. ш. 37.545294° в. д. | |
ТЧ-6 «Планерное» | 28 декабря 1975 | Еж3, Ем508Т | 55.869243, 37.4367555°52′09.27″ с. ш. 37°26′12.3″ в. д. / 55.869243° с. ш. 37.43675° в. д. | |
ТЧ-7 «Замоскворецкое» | 10 июля 1969 | 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-720/721 | 55.645019, 37.621555°38′42.06″ с. ш. 37°37′17.4″ в. д. / 55.645019° с. ш. 37.6215° в. д. | |
ТЧ-8 «Варшавское» | 4 ноября 1983 | 81-717/714, 81-740/741, 81-740А/741А, 81-760/761 | 55.637553, 37.62139355°38′15.19″ с. ш. 37°37′17.01″ в. д. / 55.637553° с. ш. 37.621393° в. д. | |
ТЧ-9 «Фили» | 1 января 1962 | 81-740.1/741.1 | 55.744331, 37.50199255°44′39.59″ с. ш. 37°30′07.17″ в. д. / 55.744331° с. ш. 37.501992° в. д. | |
ТЧ-10 «Свиблово» | 30 сентября 1978 | 81-717.5/714.5, 81-717.5M/714.5M | 55.85943, 37.6521155°51′33.94″ с. ш. 37°39′07.59″ в. д. / 55.85943° с. ш. 37.65211° в. д. | |
ТЧ-11 «Выхино» | 31 декабря 1966 | Еж3, Ем508Т | 55.710758, 37.82931855°42′38.72″ с. ш. 37°49′45.54″ в. д. / 55.710758° с. ш. 37.829318° в. д. | |
ТЧ-12 «Новогиреево» | 30 декабря 1979 | 81-717/714 | 55.74973, 37.83703255°44′59.02″ с. ш. 37°50′13.31″ в. д. / 55.74973° с. ш. 37.837032° в. д. | |
ТЧ-13 «Черкизово» | 24 июня 1990 | 81-717.5М/714.5М | 55.807835, 37.73637455°48′28.2″ с. ш. 37°44′10.94″ в. д. / 55.807835° с. ш. 37.736374° в. д. | |
ТЧ-14 «Владыкино» | 1 марта 1991 | 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5M/714.5M | 55.850005, 37.61244555°51′00.01″ с. ш. 37°36′44.8″ в. д. / 55.850005° с. ш. 37.612445° в. д. | |
ТЧ-15 «Печатники» | 27 декабря 1995 | 81-717.5/714.5, 81-717.5М/714.5М, 81-720.1/721.1, 81-717.6К/714.6К, 81-717.6/714.6 |
55.701412, 37.71778155°42′05.08″ с. ш. 37°43′04.01″ в. д. / 55.701412° с. ш. 37.717781° в. д. |
Кроме того, запланирован ввод в эксплуатацию ещё шести депо:
- ТЧ-16 «Митино» на Арбатско-Покровской линии, за планируемой к строительству станцией «Пятницкое шоссе». По состоянию на сентябрь 2010 года, завершаются работы по отсыпке грунта на площадке депо. Поскольку строительство депо напрямую увязано со строительством станции «Пятницкое шоссе», открытие депо возможно не ранее конца 2013 года.
- ТЧ-17 «Братеево» на Замоскворецкой линии, между действующей станцией «Красногвардейская» и будущей станцией «Братеево». Проведены подготовительные земляные работы, открытие запланировано на 2014 год.
- ТЧ «Солнцево» для обеспечения пуска Калининско-Солнцевской линии в район Солнцево, на территории которого и находится. Территория огорожена, вывешен информационный щит, работы не ведутся.
- ТЧ-18 «Лихоборы» для обеспечения продления Люблинско-Дмитровской линии в одноимённый район. Предполагается также сооружение соединительной ветки на железнодорожную станцию Ховрино. Определено место, время начала работ по выводу с территории существующих построек и строительству неизвестно.
- ТЧ-19 «Кожухово» для обслуживания Кожуховской линии. Предполагается, что работы по проектированию депо будут завершены в 2011 году.
- ТЧ-20 «Хорошёво» для обслуживания Третьего пересадочного контура. Предполагается, что работы по проектированию депо будут завершены в 2012 году.
Просмотров: 105325
|