Метрополитен - Скоростной транспорт в Саратове

10 сентября 2015



Оглавление:
1. Скоростной транспорт в Саратове
2. Проекты
3. Мнения



Скоростной транспорт в Саратове отсутствует, хотя идеи его строительства всплывают с 1960-х годов. Скоростной трамвай строился в 1960—1970-х, но достроен так и не был. В последние годы существования СССР были одобрены некоторые проекты строительства линий метрополитена, которые также не были реализованы. С тех пор городские власти неоднократно заявляли о необходимости создания в Саратове скоростного транспорта, эта необходимость была зафиксирована в генеральном плане города, однако не были сделаны даже проекты. В конце 2000-х — начале 2010-х годов обсуждение путей развития скоростного транспорта в Саратове усилилось и продолжается сейчас, появилось общественное движение «Саратовцы за метро».

История

До 1991 года

Трамвай на остановке «6-я Дачная» — планировавшейся конечной скоростного трамвая

В Саратове планировалось строительство скоростного трамвая с 1960-х годов. В газетах было объявлено о том, что уже готовы три проекта скоростного трамвая — киевского, волгоградского и саратовского. Основой скоростной трамвайной линии в Саратове должен был стать маршрут № 3. С 1962 года начались работы по перестройке этой линии. В районе Стрелки был построен двухпутный стальной мост над железной дорогой; он был рассчитан и на скоростное движение. В 1963 году началось строительство двухпутной линии после 6-й Дачной, летом 1964 года она была доведена до 8-й Дачной, однако «подушку» под второй путь успели довести до 10-й Дачной. Между 8-й и 9-й Дачными началось строительство трамвайного парка Ленинского района, которое было впоследствии заброшено. В центре для ускорения движения сокращалось число остановок, в некоторым местах был закрыт автомобильный переезд через трамвайные пути. На других пересечениях планировалось построить неглубокий трамвайный туннель, а около Детского парка планировалось построить изолированное трамвайное кольцо. В 1970-х годах строительство застопорилось, некоторые построенные объекты законсервировались, были восстановлены старые и созданы некоторые новые остановки, во многих местах возобновлено ранее отменённое движение через трамвайные пути. Скоростной трамвай так и не был построен.

Метрополитен в Саратове мог быть построен ещё в 1980-х годах. В 1979 году был разработан проект сооружения метрополитена в саратовской агломерации в две очереди. Первая состояла из двух линий: Химкомбинат — Соколовогорский район протяжённостью 23 км с 15 станциями со средней длиной перегонов 1,56 км и Торговый центр — Речной вокзал протяжённостью 9,8 км с 7 станциями со средней длиной перегонов 1,47 км. Вторая очередь содержала линию под Волгой в Энгельс, а также другие линии в Саратове. Но строительство первой линии становилось слишком дорогим из-за обводнённости грунтов, и от неё отказались. Через несколько лет появился другой проект второй линии, из Солнечного или Елшанки, под проспектом 50 лет Октября в центр. Она должна была быть построена в 1990-е годы и из-за распада СССР построена не была.

1991—2009

Вновь зазвучала тема строительства метрополитена в Саратове при Дмитрии Аяцкове. Однако из-за финансовых и геологических проблем метрополитен вновь не был построен.

24—28 мая 1999 года в Саратове проходило межрегиональное совещание «Саратов сегодня и завтра. Пути развития города в XXI веке». На нём был озвучен проект транспортной схемы Саратова. Кроме всего прочего, в нём был заложен проект саратовского метрополитена, подкреплённый исследованиями пассажиропотоков. Согласно этому проекту, в перспективе метрополитен будет построен в виде трёх изолированных диаметров, которые будут соединены шестью пересадками: четырьмя совмещёнными станциями и двумя двухъярусными станциями. Кроме того, планировалось создать пересадку с метрополитена на электрички у Сокурского тракта, Московского шоссе, станции Саратов III и станции Кокурино.

В 2004 году Юлий Кондюрин, преподаватель кафедры мостов и транспортных сооружений Саратовского государственного технического университета, в соавторстве с Ю. В. Струнковым, опубликовал работу «О проекте метрополитена в городе Саратове».

В 2007 году группа санкт-петербургских проектировщиков предложила проект планировки микрорайона № 1 Новосоколовогорского посёлка, в котором, в числе прочего, было предложено создание скоростного электрического транспорта вдоль Усть-Курдюмского шоссе. Пешеходная доступность до каждой станции не должна превышать 400 м, то есть длина перегонов составляет примерно 800 м.

8 октября 2007 года главный архитектор Саратова Владимир Вирич в ходе «прямого разговора», отвечая на вопросы горожан, коснулся темы строительства метрополитена. Он прямо указал на отсутствие технических проблем. По его словам, метрополитен не может быть построен только из-за отсутствия финансов. Согласно Виричу, саратовский метрополитен должны составить два диаметра: широтный и меридиональный.

В ноябре 2007 года была разработана концепция Федеральной целевой программы, называющаяся «Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2020 года», в которой рассматриваются 16 крупнейших городов России, среди которых Саратов указан как город, в котором «существуют объективные предпосылки к сооружению метрополитена».

Трамвайное кольцо возле Детского парка — планировавшаяся конечная скоростного трамвая

В июне 2007 года были озвучены противоречивые планы модернизации трамвайной сети. При наличии финансирования предполагалось реконструировать маршрут трамвая № 3 в скоростной трамвай. На наиболее загруженных автотранспортом участках его пути, согласно плану, должны были пересекать автодорогу по эстакаде. Конечной остановкой линии по проекту был не Мирный переулок, а Детский парк. Маршруты трамваев № 9 и 10 также планировалось сократить до Детского парка. Наземная трамвайная линия, связывающая Детский парк и Мирный переулок, должна была быть ликвидирована, а вместо неё в перспективе для скоростного трамвая планировалось построить подземный участок длиной около 1 км.

Однако планы строительства такого частично подземного скоростного трамвая не были подкреплены ни финансами, ни серьёзными проектными изысканиями. В частности, порталы между этим подземным участком и наземной частью линии невозможно построить ввиду плотной застройки.

Вокзал в Саратове и железнодорожные пути, по которым, возможно, пройдёт линия «лёгкого метро»

15 мая 2008 года в ходе онлайн-конференции тогдашний министр транспорта Саратовской области Сергей Шейкин заявил, что к 2012 году в Саратове может быть построено на основе существующей сети железных дорог «лёгкое метро». По его словам, это строительство может быть выполнено только после сооружения западного железнодорожного обхода вокруг Саратова в 2009—2010 годах. По некоторым данным, планировалось, что на линии будут станции «Зоринский», «Трофимовский», «3-я Дачная», «Железнодорожный вокзал», «Саратов II», «Кокурино».

28 февраля 2008 года был принят генеральный план Саратова, согласно которому предусмотрено превращение в скоростные трамвайные линии маршруты по улицам Танкистов — Городской — Академика Антонова и Большой Садовой — Политехнической — Огородной, а также строительство «лёгкого метро».

14 ноября 2008 года, в ходе празднования 100-летия саратовского трамвая, губернатор Павел Ипатов заявил о необходимости введения в эксплуатацию скоростных трамваев.

2009 — наше время

В 2009 году в социальной сети «В Контакте» была создана группа, посвящённая строительству метрополитена в Саратове. Её членами являются преимущественно люди, жившие или живущие в Саратове. Многие из них — выпускники или студенты архитектурно-строительного факультета или факультета транспортного строительства СГТУ. Кроме того, в этой группе принимают участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Самары, Кирова и Лондона. Один из координаторов группы, Антон Пикляев, в течение 8 лет создавал проект метро в Саратове и завершил его в 2009 году. Этот проект вместе с коллективным обращением граждан в его поддержку был отправлен Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину и Павлу Ипатову. Проект был перенаправлен из администрации президента в правительство Саратовской области, а оттуда — к её вице-губернатору. В начале января 2010 года проект переслали министру транспорта Саратовской области Игорю Панкову.

16 марта 2010 года на телеканале Вести-Саратов был показан небольшой материал о метрополитене в Саратове. В нём были озвучены мнения министра транспорта Игоря Панкова, проектировщика Антона Пикляева и горожан. После того, как 24 марта саратовский губернатор Павел Ипатов выразил надежду на строительство в городе скоростного трамвая, 25 марта инициативная группа «За строительство скоростного внеуличного транспорта в Саратове и Энгельсе» начала собирать подписи горожан под обращением к Ипатову о строительстве в саратовской агломерации метрополитена. В обращении выдвигаются требования разработать проект скоростного транспорта и пересмотреть проекты строящихся микрорайонов, заложив в них зоны под скоростной транспорт. Сбор подписей продлился до 4 апреля. Всего подписались 135 человек, среди которых есть жители Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга и даже Цюриха.

С 21 апреля 2010 года в газете «Саратовские вести» стала выходить еженедельная колонка «Вагон „СВ“», которую ведёт Антон Пикляев. На 8 июня 2010 года вышло шесть статей в этой рубрике, вскоре после чего колонка прекратила существование.

В июле 2010 года было объявлено о том, что трамвайные маршруты № 3, 9 и 11 станут скоростными, а также будет закуплено 23 низкопольных трамвая, сроки исполнения этого были указаны как 2011—2017 годы., а 23 сентября 2010 года первый заместитель министра по транспортному комплексу Саратовской области Иван Козаченко заявил, что есть все основания полагать, что к 2015 году в Саратове появится «лёгкое метро». Цену его строительства он назвал «вполне реальной».

7 октября в «Саратовской областной газете» вышла статья, посвящённая саратовскому метрополитену. В ней строительство метрополитена признавалось полезным, но вместе с тем критиковалось. Так, в статье было сказано, что проекту Пикляева не был дан ход из-за непросчитанных пассажиропотоков, кроме того, Игорь Овчинников, заведующий кафедрой мостов и транспортных сооружений СГТУ, слова которого приводились в статье, подверг критике проект Пикляева:

Он, конечно, очень красиво распределил станции по территории Саратова, но при этом не просчитал ни интенсивности и направления пассажиропотоков, ни особенности сложного рельефа Саратова — ведь нужно выверять проект не только по горизонтали, но и по вертикали. Конечно, по большому счету, можно строить на любом грунте, ведь вопрос в деньгах, а денег нам никто не даст.

— И. Овчинников

Пикляев указал на тот факт, что профессор недостаточно ознакомился с проектом, и утверждает, что его встреча с Овчинниковым была бы крайне полезной для будущего саратовского метрополитена.

В начале ноября, по словам Пикляева, в Саратове планировались две встречи по вопросам строительства метро. 1 ноября состоялась встреча Пикляева с Николаем Семенцом, главой приёмной Путина в Саратове. Пикляев продемонстрировал ему презентацию проекта метро. Николай Яковлевич попытался возразить, что в районе Саратова уже идёт стройка, финансируемая из федерального бюджета, а именно строительство аэропорта в селе Сабуровка. В ответ на это Пикляев сказал, что метро, которое он предлагает соорудить, будет нового типа по сравнению с уже имеющимися в России метрополитенами, станет более дешёвым и «инновационным». После этих слов глава приёмной премьер-министра серьёзно задумался над этим проектом. Журналист, оказавшийся неподалёку, напомнил, что Дмитрий Медведев «поддерживает инновационность и инициативы снизу». Далее, проектировщик напомнил про проект ростовского метрополитена, проект которого был одобрен Путиным. Семенец попросил помощника записать контактные данные Пикляева и заверил его, что при правительстве области будет создана рабочая группа во главе со Стрелюхиным. После того, как было написано обращение на имя Путина, Семенец похвалил инициативу и пожал руку Пикляеву, что хорошо осведомлённый журналист расценил как «неплохой знак». Пикляеву также посоветовали обратиться непосредственно к президенту, а также в партию «Единая Россия». Планировавшаяся вторая встреча была отменена, поскольку она не дала бы ничего нового по сравнению с уже проведённой. После этого планировалась ещё одна встреча в 20-х числах ноября. Впоследствии обращение было спущено Стрелюхиным министру транспорта Ивану Панкову, а тем, в свою очередь, было передано на рассмотрение его подчинённому Андрею Дармограю, который и отвечал на обращение, адресованное Путину.

4 декабря 2010 года в газете «Саратовские вести» вышла статья Антона Пикляева под названием «Удивительное — рядом», посвящённая вопросам метро в Саратове. 9 декабря 2010 года был опубликован ответ Дармограя на обращение к Путину. По словам Пикляева, это была почти дословная копия ответа, полученного им год назад. В нём содержалось описание проекта метрополитена, принятого без малого полвека назад — в 1979 году, после чего следовало утверждение, будто бы основной проблемой в сооружении метро является недостаточное население Саратова, а также было упомянуто, что указание на необходимость сооружения метро указана в генеральном плане города. Никаких комментариев по поводу разработанных Пикляевым проектов сделано не было. Получив этот ответ, Пикляев написал очередное обращение к губернатору с критическим разбором этой, как он назвал её, «отписки». В нём он обвинил министра Панкова в «откровенной некомпетентности», а подведомственное последнему министерство — «в гигантских вложениях в сомнительные проекты». Ответа на это обращение ещё не последовало.

13 декабря была опубликована подробная схема участка ЛРТ от Вольского тракта до площади Ленина, разработанная тем же Пикляевым, а 29 декабря — общая схема всех линий и хронология их открытия. Более детальная информация об этом проекте приведена в разделе «Проект ЛРТ». 24 марта 2011 года на веб-сайте «Демократор» начался сбор подписей за сооружение ЛРТ в Саратове. 30 марта 2011 года обращение было направлено в министерство транспорта Саратовской области. Под обращением уже подписалось более двухсот человек.

26 апреля 2011 года появился ответ на обращение, который в значительной мере повторял предыдущие, а также было сказано, будто бы «о решении транспортных вопросов в Саратове Пикляеву А. В. сообщалось неоднократно». Большинство пользователей этот ответ не удовлетворил. 29 апреля о строительстве скоростного трамвая положительно высказался Александр Стрелюхин, заместитель председателя правительства Саратовской области.

Трамвай PESA 120N в Варшаве. Возможно, трамваи этой фирмы будут работать и в Саратове

6 июня 2011 года А. Пикляев обсудил с А. Стрелюхиным перспективы скоростного транспорта в Саратове. По словам последнего, на 2011 год намечено проектирование и начало строительства западного железнодорожного обхода Саратова; кроме того, был заключён договор с фирмой «PESA» о налаживании производства на базе Энгельсского завода металлоконструкций вагонов для скоростного трамвая.

16 июня 2011 года на заседании комиссии саратовской городской Думы по промышленности, транспорту, связи и торговле обсуждался вопрос строительства лёгкого метро по линии железной дороги в Саратове. Председатель городского комитета по дорожному хозяйству и транспорту Валерий Данилин указал на то, что для организации движения скоростного общественного транспорта необходимо определить наиболее удобную длину состава и количество станций, оборудовать подходы к ним, а также увязать с этими станциями маршруты других видов транспорта. Заместитель начальника Приволжской железной дороги Сергей Лиходаев указал, что определять местоположение станций и сооружать подходы к ним необходимо уже сейчас, до того, как будет построен Западный железнодорожный обход Саратова, без которого запуск скоростного рельсового транспорта по железнодорожным путям вообще невозможен. По информации, сообщённой сотрудниками PESA, пробный дизель-поезд будет выпущен в конце 2011 года.




Просмотров: 9235


<<< Сингапурский метрополитен
Софийский метрополитен >>>