Метрополитен - Скоростной транспорт в Саратове - Проекты

10 сентября 2015
Холодильные агрегаты на сайте


Оглавление:
1. Скоростной транспорт в Саратове
2. Проекты
3. Мнения



Первый проект Пикляева

Проект метро с городской электричкой и линиями ЛРТ

Изначальный проект появился в 2001 году и прорабатывался несколько лет, оставаясь в общих чертах неизменным. В последней его версии он содержал 4 линии метрополитена:

  • Юбилейно-Дегтярная линия — м. Парк Победы — м. Студенческая — м. Театральная — м. Немецкая — м. Театр имени Слонова — м. Клиническая — м. Чернышевская).
  • Солнечно-Заводская линия — м. Ломоносовская — м. Торговый центр — м. Алексеевская — м. Сенная — м. Университет — м. Вавиловская — м. Академия Права — м. Дегтярная — м. Авиационная — м. Радужная — м. Лесная).
  • Московско-Покровская линия — м. Астраханская — м. Горьковская — м. Славянская площадь) — тоннель или метромост через Волгу — м. Восточная).
  • Шелковично-Покровская линия — м. Театр имени Слонова — м. Ильинская — м. Славянская — м. Покровская).

В этот проект также входит несколько линий Легкорельсового транспорта.

Вертикальный чертёж Юбилейно-Дегтярной линии с изображениями значимых наземных объектов

Антоном Пикляевым была детально проработана трассировка одной из линий метрополитена в его первом проекте, участка от Юбилейного до площади Кирова, и составлен вертикальный чертёж всей Юбилейно-Дегтярной линии. При этом использовались находящиеся в открытом доступе материалы — генпланы Саратова и Энгельса с картой грунтовых вод, картой плотности населения, оползневых процессов. Реальностью этот проект может стать при попадании в федеральную программу развития транспортной инфраструктуры.

Поначалу полагалось, что первая линия пойдёт на Юбилейный, как на более перспективный район, рассматривались также и другие варианты, но было принято решение проектировать линию с потенциально большим пассажиропотоком от центра в Солнечный — более заселённый район.

В первоначальном проекте все станции в проекте имели длину платформы 90 м. На линиях, согласно проекту, должны были курсировать шестивагонные составы модели «Русич». Интервал движения не превышал бы 4 мин. Строительство метрополитена по этому плану почти не коснулось бы дорог и городских сооружений. Важной и уникальной для России частью проекта должно было быть сооружение линии метро, пересекающей Волгу. Существует два варианта сооружения такого перехода: по мосту-дублёру существующего моста, что удешевило бы проект, и по тоннелю под Волгой.

Для реализации такого проекта потребовалось бы как минимум 2 млрд рублей на 1 км метро. По словам Пикляева, если бы финансирование шло из федерального бюджета, то в лучшем случае можно было бы пустить «европейский» метрополитен без излишних украшений через пять лет после начала строительства. Но, по его словам, с 2010 года строительство метрополитенов финансируется исключительно из местного бюджета, и это могло бы надолго затянуть строительство.

Проект ЛРТ

КТМ-30, предлагаемый Пикляевым в качестве подвижного состава в ЛРТ

Параллельно с этим появлялись и другие проекты «тяжёлого метрополитена», например, в 2 линии: Солнечно-Энгельсская и Юбилейно-Комсомольская линии. Однако разрабатывались и проекты, как в рамках группы, так и вне её, содержащие линии только легкорельсового транспорта. Антон Пикляев, руководитель инициативной группы, выступал поначалу за реализацию и проектов «тяжёлого метро», и таких проектов. Впоследствии Пикляев совершенно отказался от строительства «тяжёлого метрополитена», заявив, что этот проект необходимо пересматривать, и высказался в поддержку строительства ЛРТ. В статье «Удивительное — рядом» от 4 декабря 2010 года Антон Пикляев изобразил в своём видении скоростного транспорта в Саратове «оранжевый трамвайчик» — скорее всего, КТМ-30, трамвай Усть-Катавского завода, предназначенный для ЛРТ. Проект ЛРТ и прорабатывается сейчас.

13 декабря 2010 года Пикляев опубликовал первый детально проработанный участок линии ЛРТ, а 29 декабря была обнародована общая схема планируемых линий и приблизительный план строительства их строительства. В проекте учитываются заявленные городскими властями планы сооружения «лёгкого метро» на основе железнодорожных линий, преобразования трамваев № 3, 9 и 11 в скоростные и сооружения трамвайной линии по Технической улице. Запланированы следующие линии:

  • M1. Из Елшанки в Солнечный, далее по маршруту трамвая № 11 в центр, оттуда мимо Ильинской площади в Заводской район.
  • M2. Из 6-го квартала по проспекту Строителей, проспекту 50 лет Октября, Большой Горной улице и по мосту в центр Энгельса и далее по улице Тельмана в микрорайон Химволокно. Участок именно этой линии был проработан изначально.
  • M3. С 6-й Дачной к площади Ленина, по проспекту 50 лет Октября и Технической улице в посёлок Мирный, микрорайон Юбилейный и далее по Усть-Курдюмскому шоссе до посёлка Зональный.
  • M4. По железной дороге от платформы Московское шоссе до станции Радужная.
  • M5. Перспективная кольцевая линия. Проходит через центр города от вокзала до Волги, по мосту в Энгельс, далее по железной дороге до станции Анисовка, по железнодорожному мосту в Увек, Багаевку, посёлок Комсомольский и по маршруту трамваев № 8 и 9 к вокзалу.
  • M6. Из Лётного городка в Энгельсе по улице Колотилова и железнодорожным путям на Полтавской улице, далее в саратовский микрорайон Улеши по намеченному в генплане мостовому переходу через Волгу.

Эти линии предполагается открыть в семь этапов:

  • Первая очередь, 2011—2015 годы. По маршруту железной дороги в Саратове строится линия M4 в полную её длину, а на железнодорожных путях Энгельса строится участок линии M5 от моста до Анисовки. Одновременно строится трамвайная линия по улице Технической от 1-й Дачной до посёлка Мирный и туннель в центре города от Славянской площади до Крытого рынка по проспекту Кирова и улице Чернышевского.
  • Вторая очередь, 2015—2018 годы. Открываются линии M4 и левобережный участок линии M5. Трамвайный маршрут № 11 переводится на движение от Сенного рынка по маршруту трамвая № 3, по новопостроенным путям до Мирного и далее по своему обычному пути; трамвайный маршрут № 12, дублирующий его практически на всём протяжении, отменяется. Это делается для того, чтобы модернизировать трамвайные пути маршрута № 11 от Сенного рынка до Мирного. Одновременно с этим строятся пути от Сенного рынка до Крытого под улицей Рахова. Продолжается строительство туннеля от Крытого рынка до Волги. Реконструируется Саратовский мост, в Энгельсе строится линия M6 по путям железной дороги на улицах Полтавской и Колотилова и часть линии M2 от моста в центр Энгельса.
  • Третья очередь, 2018—2022 годы. Вводится в строй участок линии M6. Трамвай № 3 запускается от Предмостовой площади по построенным туннелям к Крытому рынку, затем к Сенному, по модернизированным путям трамвая № 11 в Мирный, оттуда по построенной в рамках первой очереди линии по Технической улице и затем по своему обычному пути. Сооружается линия от Вольского тракта до площади Ленина, перестраиваются в скоростные пути трамвая № 3 от Сенного рынка до 1-й Дачной и трамвая № 11 от Мирного до Политехникума СГУ. Трамвай № 11 временно заменяется автобусом, движущимся по тому же пути. Продолжает реконструироваться мост и достраивается участок линии M2 в центре Энгельса.
  • Четвёртая очередь, 2022—2025 годы. Вводятся в эксплуатацию два участка линии M2 — в центре Энгельса и по построенным и перестроенным линиям от Предмостовой площади до 1-й Дачной. Также запускаются линия M1 от Сенного рынка до перекрёстка улицы Академика Антонова и проспекта Строителей и линия M3 от 1-й Дачной до Мирного. Трамвай № 3 запускается по построенным в рамках третьей очереди путям от площади Ленина до Вольского тракта, а трамваи № 4 и 6 продлеваются до площади Ленина. Сооружается линия на всём протяжении Большой Горной, туннель от Крытого рынка до вокзала и от вокзала до 3-й Советской больницы, линия от 1-го Просяного проезда до Комсомольского посёлка. Строится продолжение линии M2 на окраины Энгельса, продолжает реконструироваться мост.
  • Пятая очередь, 2025—2029 годы. Происходит соединение системы: линия M2 запускается на всю запланированную длину, уже под Большой Горной улицей и далее по мосту, линия M5 запускается по запланированному маршруту от Анисовки до вокзала. Линия M3 запускается по обновлённым путям до площади Ленина. Линия M1 продлевается за счёт уже построенного туннеля к Крытому рынку. Трамвайные пути от 6-й Дачной до площади Ленина закрываются на реконструкцию; трамвай заменяет автобус, идущий по тому же маршруту. Строится продолжение линии M1 до Ильинской площади и M5 по путям трамвая № 9 с одной стороны и по железной дороге до Увека с другой. Сооружается часть линии M3 от Мирного до Юбилейного, также начинается строительство заложенного в генплане перехода через Волгу в районе Улешей. Продолжается продление линии M2 на окраину Энгельса.
  • Шестая очередь, 2029—2032 годы. Полностью вводится в строй запланированная часть линии M2, линия M1 от Крытого рынка до Ильинской площади, линия M3 от 6-й Дачной до Юбилейного, M5 от Комсомольского через центр до Увека. Начинается строительство участка линии M1 от микрорайона Целинстрой до Ильинской площади, линии M3 до посёлка Зональный, линии M6 на правый берег Волги.
  • Седьмая очередь, 2032—2035 годы. Вводится в строй участок линии M1 от Комсомольского до Ильинской площади, вводятся на полную проектную длину линии M3 и M6. Строится продолжение линии M1 в Елшанку и последний участок линии M5, который дополняет её до кольца. Таким образом, реализация проекта рассчитана на 2011—2035 годы.

Согласно проекту, на окраинах города станции будут находиться в среднем в 15-минутной доступности, а в центре — в 7—10-минутной. По словам Пикляева, несмотря на то, что все эти линии войдут в одну тарифную зону, возможно введение зонной оплаты. 12 января 2011 года появилась оценка стоимости сооружения первой очереди легкорельсового транспорта. Строительство первой очереди, в зависимости от деталей реализации, будет строить для Саратова от 3 млрд 390 млн до 3 млрд 590 млн рублей, для Энгельса — 1 млрд 330 млн рублей, и для РЖД — около 1 млрд 920 млн рублей.

Линия M1

Проекта линии пока нет; существует лишь её схема от Сенного рынка до Крытого рынка, которая будет построена в рамках первой очереди. Известно, что на этом участке длиной 1745 м она пройдёт в туннеле мелкого заложения под улицами Большой Горной и Рахова. На ней, вероятно, будут станции «Сенная площадь», «Улица Рахова», «Улица Московская». Около пересечения с линией M5 будет находиться соединительная ветвь с ней. Строительство этого участка обойдётся ориентировочно в 1 млрд 352 млн 375 тысяч рублей.

Известны некоторые детали относительно проектируемой станции «Сенная площадь». Она будет располагаться под площадью перед Сенным рынком и планируется двухзальной, но при отсутствии надлежащего финансирования может быть построена станция с одним залом на две линии. Кроме того, один из залов может быть вынесен под сквер на Большой Горной улице между Железнодорожной и Астраханской.

Линия M2

13 декабря 2010 года Пикляевым была опубликована подробная схема участка линии M2 от Вольского тракта до площади Ленина с четырьмя станциями. Этот проект был назван автором «более реальным», чем предыдущие. Проработанная часть линии имеет длину 4150 м и включает в себя следующие станции:

  • Станция «Вольский тракт». Наземная, находится у пересечения проспекта Строителей с Сокурским трактом и имеет два выхода по обе стороны проспекта. На станции одна островная платформа; за станцией находятся оборотные тупики. На перегоне в сторону центра от этой станции, близ искривления проспекта Строителей, находится эстакада длиной 150 м.
  • Станция «Улица Академика Антонова». Находится рядом с пересечением проспекта Строителей и 1-й Прокатной улицы, расположена на эстакаде и также имеет островную платформу. Движение автомобильного транспорта под путями ЛРТ будет осуществляться по туннелю. У станции планируется пять выходов: к северу и к югу от станции, с запада и с востока от проспекта Строителей, а также один севернее улицы Академика Антонова.
  • Станция «Осенняя». Расположена около пересечения проспекта Строителей с Осенней улицей, в отличие от других станций проработанного участка, она имеет береговые платформы. Станция расположена на поверхности земли; оба её выхода находятся южнее самой станции. После неё следует туннель, частично совмещённый с запланированным в генплане автомобильным, его длина 1070 м. Пути выходят на поверхность на проспекте 50 лет Октября, за площадью Ленина.
  • Станция «Площадь Ленина». Наземная, располагается около выхода путей из туннеля на поверхность. Станция имеет островную платформу и три выхода: непосредственно к площади Ленина, к Торговому центру и на ныне существующую железнодорожную платформу «Площадь Ленина», которая станет также станцией линии M4. Кроме того, станция является совмещённой станцией линии ЛРТ и линии трамвая № 3 до 6-й Дачной.

Линия M3

На данный момент проработан только участок первой очереди длиной 3300 м от 1-й Дачной до улицы Танкистов по Технической улице, который изначально планируется открыть как трамвайную линию. Сооружение запланировано на два года. Стоимость всей линии составит 340 млн рублей. Весь участок наземный, на нём спроектированы следующие станции:

  • Станция «Студгородок». Находится у пересечения Технической улицы с железнодорожными путями; планируется пересадка на одноимённую станцию линии M4. Имеет две боковые платформы. Перед станцией располагаются съезды на трамвайный маршрут № 3 в сторону центра и от центра.
  • Станция «Улица Навашина». Располагается возле пересечения Технической улицы с улицей Тулайкова. Станция также имеет две боковые платформы. Между станциями «Улица Навашина» и «Студгородок» находится эстакада длиной около 130 м. Её проектная стоимость составляет около 100 млн рублей.
  • Станция «Магазин кондитерской фабрики». Будет находиться возле запланированного микрорайона К-16. Двухплатформенная.
  • Станция «Улица Техническая». Планируется у пересечения Технической улицы и улицы Танкистов. Имеет две платформы. Станция станет пересадочной на одноимённую станцию линии M1. За станцией будут находиться съезды на трамвайную линию как в сторону центра, так и от него.

Линия M4

Станция «Студенческая» Московского метрополитена. Примерно так могут выглядеть станции линии M4

Линия M4 пойдёт по путям железной дороги Саратова, её строительство станет возможным после сооружения западного железнодорожного обхода Саратова. О строительстве подобной линии высказывалось правительство области. По словам Пикляева, станции линии будут подобны станции «Студенческая» Филёвской линии Московского метрополитена: станции будут находиться рядом с железной дорогой, но будут отгорожены от неё небольшим забором; линия будет иметь независимые от железной дороги стрелки, сигналы и проч. В проекте эта линия ближе к «лёгкому метро»: предполагается, что линию M4 будет обслуживать подвижной состав с нижним токосъёмом.

Линия имеет в проекте длину 19 200 м. Стоимость сооружения линии оценивается в 1 млрд 536 млн рублей, планируется соорудить её за 4 года — с 2011 по 2014 год. На ней будет 11 станций: «Московское шоссе», «Трофимовский мост», «Студгородок», «Московский вокзал», «Саратов II», «Ново-Астраханское шоссе», «Саратов III», «Заводская», «Радужная». Все станции двухплатформенные.

Линия M5

Теоретически линия должна направиться по кольцу, однако спроектирована лишь её часть длиной 13 330 м, находящаяся за Волгой. Линия будет построена на реконструированных промышленных железнодорожных путях и будет иметь следующие станции: «Лесозаводская», «Шурова гора», «Покровский вокзал», «Маяковская», «Проспект Энгельса», «Волжский проспект», «Приволжский», «Анисовка». Строительство этой линии рассчитано на 4 года. Все станции также двухплатформенные.

Также проектируется участок линии в центре Саратова, со станциями «Немецкая», «Соборная», «Площадь Федина», «Музейная», «Славянская». Около станции «Немецкая» планируется сооружение соединительной ветви с линией M1. Длина этого отрезка — 3450 км. Есть два варианта его сооружения: туннелем мелкого заложения от станции «Немецкая» до станции «Соборная» и далее туннелем глубокого заложения — это обойдётся в 4 млрд 123 млн 750 тыс. рублей — или же полностью туннелем глубокого залегания длиной 3450 м, что будет стоить 5 млрд 175 млн рублей. Строительство этого участка намечено на 2011—2021 годы.




Просмотров: 9606


<<< Сингапурский метрополитен
Софийский метрополитен >>>