Метрополитен - Спортивная (станция метро, Санкт-Петербург) - Архитектура и оформление

09 октября 2015



Оглавление:
1. Спортивная (станция метро, Санкт-Петербург)
2. Привязки общественного транспорта
3. Архитектура и оформление
4. История и перспективы
5. Фотографии



«Спортивная» — двухъярусная пересадочная односводчатая станция глубокого заложения. Подобная конструкция станции применена впервые на территории бывшего СССР. Из одного яруса на другой выводят шесть малых эскалаторов, объединённых в две группы по три эскалатора. Из-за малого пассажиропотока работает только одна группа — в основном, ближняя к выходу. Дальняя группа используется только при проведении профилактических работ на первой. Проект станции выполнен специалистами ОАО «Ленметрогипротранс» — архитекторами А. С. Константиновым и В. С. Волонсевич при участии О. А. Кузнецова, а также конструктором Н. И. Кулагиным.

Конструкция станции

Наклонный ход, содержащий четыре эскалатора, расположен в северном торце верхнего яруса станции.

В поперечном сечении конструкция станции состоит из сборного железобетонного многошарнирного свода, опирающегося на массивные опоры внутри круглых тоннелей большого диаметра. В нижней части сечения сооружён обратный свод, служащий одновременно распоркой для боковых опор. Станционные залы разделены междуэтажным перекрытием, опирающимся на систему колонн и прогонов. Конструктивная часть базируется на опыте сооружения односводчатых станций со сборными железобетонными сводами, обжатыми в породу. Радиус верхнего свода — 11,2 м, обратного — 15 м.

Конструкция станции

Идея объединённого двухъярусного пересадочного узла родилась не случайно. Во-первых, такое решение существенно увеличивает пропускную способность узла и сокращает время на пересадку, в том числе и для пассажиров, следующих в обратном направлении. Во-вторых, подобная конструкция исключает потребность в соединительных коридорах, обычно устраиваемых между раздельными станциями пересадочного узла.

Конструкция узла сочетает все преимущества односводчатых станций глубокого заложения, позволяющих значительно уменьшить её воздействие на природный массив грунта. Благодаря компактности конструкции узел занимает минимум подземного пространства, затраты на его содержание также минимальны. Всё это говорит о высокой эффективности решения. Есть один недостаток: из-за того, что станция очень чувствительна к вибрациям, пришлось уложить путь на гравийную подушку, по причине чего на станции нет лотков на путях.

Отражение спортивной тематики

Sportivnaya metro image.JPG

Архитектура станции «Спортивная» продолжает традиции метрополитена первой очереди, представляя собой синтез монументальной живописи, скульптуры и архитектуры. Так, размещённое над эскалатором наклонного хода в заглубленном под землю вестибюле мозаичное панно «Олимпийский огонь» работы художника А. К. Быстрова и медальоны на стенах сомасштабны кессонированному подсвеченному потолку и боковым «греческим» светильникам, освещающим потолок над эскалаторами. В торцевой стене верхнего яруса станции также расположен текст «Ода Спорту», каждая строчка оды начинается со слов «О спорт, ты…» и заканчивается словами «наслаждение», «зодчий», «справедливость», «вызов», «благородство», «радость», «плодотворность», «прогресс», «мир». Также имеются вставки на путевых стенах нижнего яруса, отражающие олимпийскую тематику времён античности. Над путями верхнего яруса установлены навесные светильники, имитирующие олимпийские факелы. Однако, весь проект станции окончательно выполнен не был. В проекте предлагалось разместить на светильниках-торшерах три скульптурных навершия — пластичные, лёгкие античные фигуры, выполненные методом гальваники или выколотки из меди. Скульптуры на светильниках установлены не были, а в южной части станции не были установлены и вообще сами светильники, для них выполнены только заделы. По замыслу архитекторов, в сочетании с мозаичным панно и вставками они придали бы станции определённую уникальность и способствовали ансамблевому восприятию всего комплекса, интерьер которого пропагандирует здоровый образ жизни.

Авторам не удалось убедить дирекцию строящегося Петербургского метрополитена в целесообразности установки скульптур. Из-за отсутствия финансирования ввод в эксплуатацию Кольцевой линии отодвинулся на неопределенный срок. В связи с этим произошло замораживание капиталовложений, связанных с возведением той части объединенной конструкции станции, которая предназначена для обслуживания этой линии. Кроме того, требуются дополнительные затраты на текущее содержание этой доли служебных помещений, платформ и участков перегонных тоннелей второй линии, примыкающих к эксплуатируемой станции. С целью возврата затраченных на строительство средств авторский коллектив предложил на площадях неосуществленной Кольцевой линии организовать торговые зоны по продаже спортивных товаров. Зоны планировалось разместить на внутренних площадях объёмов, стилизованных под вагоны, как бы стоящие на путях, не мешая пассажирам действующей линии. Изначально неработающие тоннели не были перекрыты запертыми наглухо металлическими воротами, но затем из-за участившихся несанкционированных проникновений эти тоннели были перекрыты.

Станция закрывается во время проведения домашних матчей «Зенита».




Просмотров: 11100


<<< Парк Победы (станция метро, Москва)
Строгино (станция метро) >>>